Мой опыт прохождения курса медитации Випассана в центре Дхамма Дуллабха

С 18 по 29 октября 2020 года в центре медитации Дхамма Дуллабха проходил очередной десятидневный курс медитации Випассана по Гоенке.

Я был участником этого курса и хочу поделиться собственным опытом и некоторыми выводами после прохождения такого не совсем типичного мероприятия 🙂


Оглавление:

  1. О медитации Випассана
  2. Центр медитации Дхамма Дуллабха (Dhamma Dullabha)
  3. Регистрация на курс
  4. Распорядок дня на курсе
  5. Как проходит курс медитации Випассана в центре Дхамма Дуллабха
  6. Некоторые выводы после прохождения десятидневного курса Випассаны

О медитации Випассана

Что же вообще такое медитация Випассана?

Если выделить самый основной момент и уместить представленное ниже разъяснение в одно предложение, для себя я бы сформулировал следующее определение: Випассана — это способ самоизменения путем самонаблюдения.

Далее вы можете ознакомиться с подробным определением, представленным на официальном русском сайте НО Фонд «Випассана»:

«Випассана, что означает «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле», – одна из древнейших техник медитации, зародившихся в Индии. Она была заново открыта Готамой Буддой более 2500 лет назад и преподавалась им как универсальное средство от всех несчастий – как Искусство жить. Эта несектантская техника имеет целью полное искоренение загрязнений ума и, как результат, высшее счастье – полное освобождение.

Випассана – это способ трансформации личности через самонаблюдение. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, переживаемой на личном опыте путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, из которых состоит жизнь тела, постоянно взаимодействующих с умом и обуславливающих его состояние. Именно это основанное на наблюдении самоисследование, путешествие к общим истокам ума и тела, устраняет ментальные загрязнения. Результат – уравновешенный ум, полный любви и сострадания.

Человеку становятся понятными научные законы, управляющие его мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту приходит понимание природы развития и деградации человека, механизмов умножения страданий и освобождения от них. Человек становится более осознанным, избавляется от заблуждений, обретает покой и умение владеть собой.»

Центр медитации Дхамма Дуллабха (Dhamma Dullabha)

В России существует специализированный центр медитации под названием Дхамма Дуллабха (Dhamma Dullabha).

Центр находится в весьма доступном для цивилизации, но очень спокойном и уединенном месте — поселок Авсюнино, Орехово-Зуевский район. Это примерно в 100 км к востоку от Москвы.

Аналогичные курсы Випассаны проходят также и в других городах России, таких как Санкт-Петербург, Калининград, Ижевск, Сочи, Владивосток, Екатеринбург и некоторых других (полный список см. на странице сайта НО Фонд «Випассана» — «Расписание»), но уже вне специализированного постоянного центра, а на арендуемой территории.

Я проходил свой первый курс именно в Дхамма Дуллабха, так как период курса в центре с 18 по 29 октября весьма удачно вписывался в начало моего длительного отпуска с 17 октября.

Что же можно сказать о центре медитации Дхамма Дуллабха в целом?

Находится центр на территории бывшего детского лагеря.

Это некоммерческая организация, поэтому территория и строения в Дхамма Дуллабха преисполнены скромностью, но пышут невероятной энергией бескорыстия, заботы, любви и благожелательности.

В течении всего курса кормят очень вкусной и разнообразной вегетарианской пищей (см. раздел «Как проходит курс медитации Випассана в центре Дхамма Дуллабха»).

В центре есть все необходимое для комфортной медитации — большое разнообразие различных подушек и скамеек для медитации, подкладок для более мягкого сидения, пледов и тому подобных вещей.

На протяжении всего курса действует разделение полов, поэтому находиться можно только на определенной территории, обозначенной специальными аншлагами.

Как уже писал ранее, центр медитации Дхамма Дуллабха находится в поселке Авсюнино, Орехово-Зуевский район.
Добраться центра можно на электричке, автобусе или автомобиле. Более подробная информация представлена на странице сайта НО Фонд «Випассана» — «Как добраться».

За участие в курсах Випассаны не взимается никакой оплаты – даже на покрытие расходов на питание и проживание. Все расходы оплачиваются посредством добровольных пожертвований людей, которые уже прошли курс, ощутили пользу от практики Випассаны и хотят дать другим людям возможность тоже получить пользу. Учитель и помощники учителя не получают никакой оплаты; они, как и те, кто организует курс, безвозмездно отдают свое время.

Регистрация на курс

Регистрация на каждый курс открывается ориентировочно за два месяца до начала курса в 7:00 часов по Московскому времени и осуществляется путем заполнения специальной анкеты в электронной форме.

Расписание текущих и будущих курсов, а также ссылки на анкеты для регистрации представлены на странице «Расписание».


Друзья, маленький совет: рекомендую записываться на любой курс в ближайшее после открытия регистрации время, так как поток желающих очень велик и места занимают очень быстро.

Распорядок дня на курсе

В целом распорядок дня (с периодическими незначительными изменениями) для студентов на курсе медитации Випассана по Гоенке выглядит следующим образом:

4.00 — Подъем

4.30 — 6.30 — Медитация в зале или комнате

6.30 — 8.00 — Перерыв на завтрак

8.00 — 9.00 — Общая медитация в зале

9.00 — 11.00 — Медитация в зале или комнате (по усмотрению учителя)

11.00 — 12.00 — Перерыв на обед

12.00 — 13.00 — Отдых

13.00 — 14.30 — Медитация в зале или комнате

14.30 — 15.30 — Общая медитация в зале

15.30 — 17.00 — Медитация в зале или комнате (по усмотрению учителя)

17.00 — 18.00 — Перерыв на чай

18.00 — 19.00 — Общая медитация в зале

19.00 — 20.00 — Беседа Учителя в зале

20.15 — 21.00 — Общая медитация в зале

21.00 — 21.30 — Время для вопросов в зале

21.30 — Отход ко сну. Выключается свет

Распорядок дня на курсе

Как проходит курс медитации Випассана в центре Дхамма Дуллабха

Проходить курсы можно в качестве студента или служащего.

Забота студента — полное обращение ума внутрь себя, интроверсия. Отсюда вытекает основная и практически единственная работа студента — медитация, медитация и еще раз медитация.

Забота служащего — чистое и бескорыстное служение (помощь в решении различных вопросов, готовка, уборка, облагораживание территории центра и т.п.), а также медитация.
Регистрироваться в качестве служащего могут только старые студенты — те, кто полностью прошел 10-дневный курс медитации Випассана.

Проводником на пути участников является Духовный Учитель, который присутствует практически на каждом курсе.

Учитель помогает студентам осваивать технику медитации Випассана путем совместных медитаций, воспроизведения обучающих материалов и вечерних лекций, а также ответов на индивидуальные вопросы при возникновении каких-либо заблуждений или трудностей.

День регистрации

Курс начинается со дня регистрации: до 17:00 часов регистрируют участников основного списка, затем — из расширенного списка ожидания. Регистрация осуществляется путем рукописного заполнения анкеты.

В перерыве во время регистрации всем собравшимся предоставляют вегетарианский ужин.

Прошедшие регистрацию участники сдают предметы, которые могут служить отвлекающими факторами (телефоны, планшеты, ноутбуки, плееры, книги, блокноты и т.п.), после чего заселяются в жилой корпус.

Вечером проводится информационное собрание с разъяснением правил, организационных моментов, советов по прохождению курса и ответами на вопросы, а затем — вечерняя медитация в общем зале.

Непосредственно перед вечерней медитацией — в день регистрации и до десятого дня курса — вступает в силу так называемое правило Благородного молчания.

Благородное молчание означает стремление к молчанию на трех уровнях — ума, языка и тела. С момента принятия этого правила запрещаются все коммуникации между студентами — как вербальные так и невербальные (исключение составляет лишь интервью с учителем и обращение к менеджерам по самым необходимым вопросам).

После вечерней медитации наступает время отдыха и отхода ко сну.

День 1-9

4.00. Звон утреннего гонга, пробуждение и подъем.

Холл с общими умывальниками и отдельные туалетно-ванные комнаты постепенно наполняются заспанными участниками курса 🙂

4.30. Звучит следующий гонг, который напоминает студентам о медитации в зале или собственной комнате.

Лично я все утренние медитации проводил в зале, потому что просто опасался уснуть при нахождении в своей комнате.

6.30. И снова долгожданный утренний гонг, который вещает о перерыве на завтрак и отдых.

Прием пищи в центре Дхамма Дуллабха можно назвать чем-то вроде вегетарианского шведского стола: на общем столе располагаются большие емкости с разнообразной едой и каждый сам выбирает и накладывает себе понравившиеся блюда в достаточном количестве.

На завтрак в основном подают каши, йогурты, кукурузные и овсяные хлопья, фрукты, хлеб с маслом и вареньем, чай, кофе и т.п.

По окончании завтрака остается свободное время на отдых и личные дела (стирка, гигиенические процедуры, принятие душа и т.п.).

8.00. Гонг. Подходит время общей медитация в зале.

Особенность общей медитации заключается в том, что в зале обязательно должны находиться все участники курса (студенты и служащие), а также Духовный Учитель.

По завершении общей медитации делается небольшой перерыв (около 5 минут), после чего студенты, по предварительному указанию учителя, в большинстве случаев возвращаются обратно в зал.

9.00. Гонг призывает студентов возвращаться к медитации.

Учитель поочередно вызывает к себе небольшие группы студентов (5-7 человек) для совместной медитации и разъяснения нюансов техники в случае недопонимания.

Далее учитель волен оставить студентов в зале для медитации, либо же отпустить для медитации в собственных комнатах.

11.00. Гонг, объявляющий о перерыве на обед и последующий отдых. Также в этот период времени проходит индивидуальное интервью с учителем.

На обеде вся процедура приема пищи происходит аналогично завтраку, но уже с более обеденным набором блюд — супы, зелень, вторые блюда, овощные салаты, фрукты, чай, хлеб с вареньем и т.п.

По окончании обеда остается свободное время на отдых и личные дела (стирка, гигиенические процедуры, принятие душа и т.п.), а также на интервью с учителем.

13.00. Звучит гонг, объявляющий о начале медитации в зале или своей комнате.

14.30. Гонг, напоминающий о начале общей медитации в зале, аналогично утренней.

По завершении общей медитации делается небольшой перерыв (около 5 минут), после чего студенты, по предварительному указанию учителя, в большинстве случаев возвращаются обратно в зал.

15.30. Гонг призывает студентов возвращаться к медитации.

Происходит аналогичная утренней ситуация: учитель поочередно вызывает к себе небольшие группы студентов (5-7 человек) для совместной медитации и разъяснения нюансов техники в случае недопонимания.

Далее учитель волен оставить студентов в зале для медитации, либо же отпустить для медитации в собственных комнатах.

17.00. Гонг, объявляющий о перерыве на чай и последующий отдых.

Полноценного ужина на курсе Випассаны не предусмотрено, поэтому весь стол состоит из чая, молока, фруктов (бананы, апельсины, яблоки).

У старых студентов и вовсе действует правило, обязывающее воздерживаться от приема пищи после полудня. Во время вечернего приема пищи старые студенты могут пить лишь специально приготовленную лимонную воду или компот.

По окончании ужина остается свободное время на отдых и личные дела (стирка, гигиенические процедуры, принятие душа и т.п.).

18.00. Гонг призывает на общую медитацию в зале, аналогичную утренней и дневной.

По завершении общей медитации делается небольшой перерыв (около 5 минут).

19.00. Гонг приглашает участников курса пройти в зал или здание столовой на беседу Учителя.

Беседа представляет из себя лекции в аудиоформате Учителя С. Н. Гоенки на определенные философские темы для более полного погружения и понимания нравственных принципов.

В общем зале лекция звучит в переводе на русский язык, а в здании столовой — в оригинальном английском исполнении.

По завершении лекции делается небольшой перерыв (около 5 минут), после чего участники курса возвращаются обратно в зал.

20.15. Звучит гонг, объявляющий о начале общей медитации в зале.

Во время этой медитации участников сопровождает Учитель С. Н. Гоенка, который в аудиозаписи дает новые инструкции касательно техники медитации.

21.00. Завершается общая медитация и наступает время вопросов учителю.

Участники курса, у которых есть какой-либо личный или касательно техники медитации вопрос, в порядке очереди подходят к учителю на интервью.

Остальные участники отправляются готовиться ко сну.

21.30. Отход ко сну.

День 10

Десятый день, являющийся завершающим днем курса медитации Випассана, можно назвать неким переходным промежутком перед выходом во внешний мир.

В этот день остается в силе общий распорядок курса, но после утренней медитации снимается правило Благородного молчания и расписание становится несколько более лояльным — дается чуть больше времени на отдых и общение.

На десятый день участникам курса предоставляют различные информационные материалы: брошюры и газетки о Випассане, визитки, показывают видео о центре и Випассане в целом, отвечают на вопросы, а также предоставляют доступ к разделу для старых студентов на сайте медитации Випассаны.

Также в этот день в здании столовой выставляют ящичек для сбора добровольных пожертвований (так называемая Дана).

Визитка Випассана в России
Визитка центра со ссылкой на страницу пожертвований

Совершенно никакого навязывания и корыстных намерений — желание пожертвования должно идти от чистого сердца и чувства благодарности, от желания служить людям и помогать развитию центра, но никак не из насильного принуждения и давления!

Перевести или оставить в виде наличных денег можно совершенно любую комфортную вам сумму.

Помните, друзья, что за участие в курсах Випассаны не взимается никакой оплаты – даже на покрытие расходов на питание и проживание. Все расходы оплачиваются посредством добровольных пожертвований людей, которые уже прошли курс, ощутили пользу от практики Випассаны и хотят дать другим людям возможность тоже получить пользу. Учитель и помощники учителя не получают никакой оплаты; они, как и те, кто организует курс, безвозмездно отдают свое время.

День 11

На одиннадцатый день участники курса помогают в уборке и приведении центра в порядок, после чего забирают все свои ранее сданные предметы (телефоны, планшеты, ноутбуки, плееры, книги, блокноты и т.п.) и возвращаются во внешний мир.

В этот день завершается курс медитации Випассана и начинается период служения между курсами.
Участники только что завершившегося курса (и все старые студенты в целом) могут остаться/приехать на определенное время (до 3-4 дней) для помощи в выполнении различных хозяйственных работ в центре.

Медитации

Представленное выше расписание (день 1-9) сохраняется на протяжении всего курса (с периодическими минимальными корректировками).

Отличие каждого нового дня от предыдущего заключается в постепенном углублении в технику медитации и добавлении некоторых элементов.

Первые 3 дня курса участники осваивают медитацию Анапана — осознанное созерцание процесса дыхания для развития владения умом.

Вечером 3 дня — во время общей медитации в зале — начинается практика самой медитации Випассана — наблюдение ощущений по всему телу, понимая их природу и развивая уравновешенность, учась не реагировать на них (это способ трансформации личности через самонаблюдение).

Также вечером 3 дня — во время общей медитации в зале — добавляется еще одно правило под названием медитация твердой решимости — на весь оставшийся период курса, во время общих медитаций в зале, участники добровольно принимают решение не менять положение рук и ног в течение 60-минутной медитации.

На 10-й день участники обучаются медитации любящей доброты или доброй воли («Метта») — открытие потенциала для проявления любви, сострадания, добросердечия, эмпатии и милосердия по отношению к себе и другим людям.

Некоторые выводы после прохождения десятидневного курса Випассаны

Игорь Будников (WelckomeBackHome) отвечает на мой вопрос касательно посещения курса Випассаны

Естественная природа всего — непостоянство (Аничча)

Пожалуй, одним из самых важных выводов от прохождения курса медитации Випассана для меня стало осознание, что естественной природой любых феноменов мира (наших внутренних состояний, ощущений, настроений, мыслей, различных внешних явлений и т.п.) является непостоянство, постоянная изменчивость.

Говоря другими словами — ВСЕ физические и психические события возникают и исчезают, такова их природа!

Очень показательное описание такого универсального закон Вселенной представлено в Википедии: «...В соответствии с ней [анитья = непостоянство], всё в мире находится в постоянном движении и ничто не является неизменным, включая богов, звёзды, планеты и т.д. Анитья проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, в виде череды перерождений, в виде страданий и т.п. Ввиду того, что все феномены мира непостоянны, привязанность к ним тщетна и ведёт к страданиям. Единственным завершением анитьи является нирвана — единственная реальность, не претерпевающая изменений, угасания или смерти.»

Задумайтесь, друзья... ведь это действительно так! Когда нам хорошо, мы часто пытаемся насильно сохранить такое внутреннее состояние, удержать его (по крайней мере за собой я периодически наблюдаю это), тем самым порождая привязанность и влечение.
С другой стороны, когда наше внутреннее состояние оставляет желать лучшего, мы часто пытаемся избавиться от такого состояния посредством каких-либо пагубных привычек, всяческими способами избегаем его, тем самым порождая непринятие и отторжение.

Это совершенно естественно — стремление к светлому, спокойному и наполненному любовью внутреннему состоянию. Но это максимально естественно в том случае, когда подобное стремление происходит не из состояний привязанности и влечения или непринятия и отторжения, а через состояние внутреннего принятия!

Посудите сами: ведь если пытаться насильно что-то удерживать или же, наоборот, отторгать, противиться, как мы уже выяснили выше — это противоречие естественной природе непостоянства любых феноменов мира. Это — заранее обреченная на провал попытка контроля неконтролируемых вещей и состояний!

Состояние внутреннего принятия позволяет оставить этот контроль, отпустить, расслабиться, довериться естественному потоку и высвободить огромное количество энергии, так как прекращается борьба, на чье место приходит тишина, спокойствие, умиротворение и любовь.

Как раз именно курс медитации Випассана позволяет в полной мере на собственном опыте прочувствовать эту универсальную вселенскую истину и закон природы — все Аничча (т.е. все непостоянно). А благодаря такому принятию на место борьбы и постоянного напряжения приходит внутреннее спокойствие и тишина, любовь и наслаждение жизнью.

Вещи не всегда являются такими, какими кажутся нам

Следующим немаловажным выводом для меня стало осознание, что вещи не всегда являются такими, какими кажутся нам.

Конечно, умом такую универсальную истину я понимал всегда. Но прочувствовать на собственном опыте и пропустить через себя это осознание удалось благодаря курсу Випассаны.

Практика медитации Випассана позволяет посмотреть на привычные отношения, вещи, ситуации, закоренелые взгляды и модели поведения несколько с другой стороны, без привычных и уже ставших автоматическими реакций влечения и отвращения (см. выше).

Это дает возможность наблюдать и более осознанно реагировать на различные раздражители (как внешние, так и внутренние), в то время как раньше подобные реакции происходили на автопилоте и блуждали по кругу, порождая все новые и новые состояния влечения и отвращения.

Чистой воды порочный круг, не находите?! А «разорвать» этот круговорот мыслей, этот порочный круг позволяет именно курс Випассаны.

Медитация Випассана может стать очень сильным подспорьем для пересмотра и переосмысления своего отношения ко многим вещам (а возможно, и к жизни в целом), что в дальнейшем естественным образом даёт плоды в виде более осознанного, доброго, спокойного и наполненного любовью бытия.

Медитация является не такой оторванной от реальности практикой

Еще одним интересным выводом (скорее даже не выводом, а неким разрушением иллюзий) для меня стало понимание, что медитация является не такой легкой, возвышенной и в какой-то степени отстраненной, оторванной от реальности практикой, какой я себе ее представлял до курса.

Ведь когда из примерно 18 часов бодрствования в общей сложности 10-11 часов приходится проводить сидя практически в одной позе (см. раздел "Распорядок дня на курсе"), слетает какая-то пелена и появляется понимание: медитация — это вполне практический, вполне, можно так сказать, «земной» навык очищения ума, который прокачивается путем тренировок и приложения усилий, а не возникает сам по себе из каких-то возвышенных и оторванных от реальности состояний. Медитация — это работа, причем достаточно тяжёлая!

Как написано в брошюре: «Вся практика представляет собой умственную тренировку. Точно также как мы используем физические упражнения для улучшения здоровья тела, Випассана может быть использована для развития здорового ума.»


Друзья, ну а чтобы развеять некоторые сомнения, давайте сразу внесем ясность в вопрос из разряда подойдет ли курс Випассаны людям, которые не знакомы с медитацией и никогда раньше не медитировали?

Исходя из личного опыта пройденного десятидневного курса могу ответить уверенно — подойдет.

Точно знаю, что два моих соседа по комнате (привет Диме и Косте 🙂 ) до курса Випассаны не медитировали вообще, но ребята с полной отдачей прошли весь десятидневный курс! И что-то мне подсказывает, что из новых студентов было достаточное количество участников, до курса вовсе не практиковавших медитацию.

Поэтому, друзья, как показывают обстоятельства — отсутствие опыта медитации совершенно не является преградой для прохождения курса Випассаны!


Участники курса

Следующий вывод связан с участниками курса. Опять же, на самом деле это и не вывод вовсе, а просто небольшое наблюдение и очередное разрушение каких-то придуманных мною иллюзий.

Я совершенно не имел представления в какое окружение попаду на предстоящем курсе медитации Випассана и, отчасти, готовился оказаться в обществе несколько отстраненных от повседневной реальности людей, находящихся на на какой-то своей индивидуальной волне 🙂

Итог подобного ожидания очень точно описывает универсальная истина в одном из предыдущих выводов — вещи не всегда являются такими, какими кажутся нам.

Участники курса — совершенно обычные окружающие нас люди самых различных возрастов (от 20 и до 55 лет, навскидку).

Вместо множества слов просто оставлю здесь наше совместное фото небольшой группы студентов во время возвращения в Москву после курса, которое позволит гораздо более наглядно прояснить портрет участников Випассаны 🙂 :

В серой шапке и зеленоватой куртке в самом дальнем ряду (левее) улыбается ваш покорный слуга 😉

И в заключении...

Как я случайно (но разве вообще бывает что-то случайно?) услышал фразу в разговоре с одним из наших менеджеров — Випассана начинается там, за стенами центра.

И ведь действительно! Десятидневный курс медитации Випассана является, если можно так выразиться, некой тренировочной площадкой.

В большинстве своем все мы люди мирские, у нас огромное количество различных повседневных дел и хлопот.
С другой стороны, по своей природе все мы существа духовные и, как я считаю, в таком круговороте ежедневных материальных забот очень важно не потерять свою духовную суть, которая позволяет чувствовать глубину и насыщенность жизни, позволяет наслаждаться ею во всей красе!

Именно курс медитации Випассана дает возможность приблизиться и соприкоснуться со своей духовной природой, уловить внутренний голос и перенести этот глубинный опыт и ощущения за стены центра — в мир материальный, в нашу повседневную жизнь.

Усердная ежедневная работа на курсе медитации Випассана поднимает частоту, обостряет восприятие, задаёт некую духовную планку, что позволяет под другим углом смотреть на вещи и воспринимать их, не скатываясь к укоренившимся привычным и ставшим автоматическими моделям поведения.

А для поддержания достигнутой на Випассане частоты, для общего улучшения качества жизни в целом важно не оставлять практику и продолжать работать после курса, сделать медитацию своей ежедневной привычкой!


Что ж, друзья, благодарю за уделённое время и внимание!

Полагаю, если дочитали до этого места, значит внутри вас что-то откликается и подобная тема вам небезразлична. Если это так и остались какие-либо интересующие нераскрытые вопросы — я с большим удовольствием отвечу на них! Давайте продолжать общение в комментариях!

Желаю вам всего самого наилучшего, друзья! Пусть вы будете счастливы, спокойны, свободны от всех страданий и наполнены любовью🙏

До встречи в следующих материалах!

Понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Danil

Даниил - автор проекта FindYourFreedom

Наверх